Чему учить студентов: информации или пониманию?

1

КОГО УЧИТЬ? ЧЕМУ УЧИТЬ? КАК УЧИТЬ?

«Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому», - эти слова М.Монтеня очень точно передают специфику работы преподавателя.

Повышение качества подготовки специалистов требует оптимизации педагогического труда, вооружения преподавателей знанием «технологии» их работы. Вузовский преподаватель не столько ведёт студентов за собой, сколько указывает им путь к знаниям, которые они должны добыть самостоятельно. В процессе обучения очень важно, есть ли у преподавателя собственная точка зрения, и насколько активно он старается приобщить к ней студентов.

Процесс обучения, его организация зависит от решения, прежде всего, трёх проблем: кого учить, чему учить, как учить.

КОГО УЧИТЬ? Студента с индивидуальными потенциальными способностями. А это требует начальной «диагностики», так как достижение определенной цели связано с корректировкой курса, с учётом реальных...

0 0
2
Как быстро подготовиться к экзамену?

Экзамены приходится сдавать хоть и не часто, но это всегда трудоемкий и нервный процесс. Как же правильно организовать свое учебное время?

Допустим, до экзамена осталось два дня (сегодня и завтра). В это время абитуриент (студент) должен задать себе три следующих вопроса:

Что учить? (Какой предмет, материал, вопросы, ответы, книги, учебники, умные знакомые, телевизор, Интернет, иные носители информации). Как учить? (Зубрежка, репетитор, мнемоника, учебники под подушкой, чтение). А надо ли учить? (А может, повезет? Или вдруг я все знаю? Или есть классная шпаргалка?).

Что учить?

Прежде чем что-то учить, надо определиться с теми источниками, которые вы используете. Обычно информации либо слишком много, либо слишком мало. Середина бывает редко.

В первом случае необходимо из множества учебников выбрать один-два (если это, например, история. Стоит взять школьные учебники и краткий курс истории,...

0 0
3

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА:
зачем, кого, чему и как учить

1. ЗАЧЕМ УЧИТЬ

Психологи установили уже 30 лет назад, что большинство детей, работая с текстом, поступают следующим образом. Они несколько раз читают текст, пытаясь запомнить, а потом пересказывают, подглядывая в книгу в тех местах, которые не остались в памяти. Это яркая картина «зубрежки», когда ребенок механически запоминает текст, выдавая при его пересказе лишь «пустотелую речевую оболочку». В итоге и учитель, и сам ученик оказываются в плену иллюзии, что текст понят, материал усвоен. В начальной школе такой путь в учении позволяет эту иллюзию поддерживать, но чем старше становится школьник, тем сложнее и объемнее становятся тексты и тем труднее ему справляться с учебными заданиями. Не секрет, что и до настоящего времени, к сожалению, большинство школьников остаются читателями «младенческого возраста».

Это...

0 0
4

Хороший вопрос: как учить — знаниям или пониманию? Вся моя педагогическая практика на физтехе показывает, что учить надо пониманию. В нашем институте начали это физики, потом это распространилось по другим факультетам. У нас не было билетов, на экзамен можно было приходить с любыми пособиями и записями, конспектами, единственное, нельзя было советоваться с товарищем.


Человек обычно приходил с вопросом, который он сам приготовил и рассказывал, что он понимает в этом предмете. Было нелегко научить и студентов, и преподавателей, но это была наша цель. Потому что знания очень легко получить — из интернета, из разных источников, их слишком много, и они слишком подвижны, а понимание — это то, что остаётся.

Это Вам будет интересно:

Нейронаука и осознанность: как осчастливить свой мозг

12 загадочных циклов в жизни человека


Это хорошо выразил Вацлав Гавел, президент Чехии, диссидент: «Чем больше я знаю, тем меньше я понимаю». Он очень...

0 0
5
Предисловие переводчика: несколько лет назад, когда я планировал расти ввысь и вширь в своих познаниях компьютерных технологий, мне попался небольшой текст Якоба Нильсена под названием «Долгоживущие компьютерные навыки». Я прочитал сам, и захотел поделиться переводом с другими, однако собирался сделать перевод несколько лет. Теперь мне стало интересно его опубликовать ещё и с исторической точки зрения — прошло 4 года, и любопытно посмотреть востребованность тех навыков, о которых думалось тогда, а также узнать мнение читателей. Интересно? Тогда продолжайте читать.

Долгоживущие компьютерные навыки


Главная мысль: Школы должны учить глубокому, стратегическому пониманию компьютера, которому не научишься, читая руководства.

Недавно я видел учебник, использующийся для обучения работе на компьютере в третьем классе. Одна из глав («Большой Калькулятор») была снабжена подробными инструкциями по форматированию таблиц с числами в Excel. Всё было бы хорошо, да только в...
0 0
6

В этом посте я хочу поделиться двумя работающими способами, которые помогут Вам разнообразить Ваши уроки и сделать их более интересными и увлекательными для Ваших учеников. Но прежде, чем приступить к их описанию, хочу напомнить о некоторых факторах повышения мотивации учеников, о которых я более подробно рассказала в статьях Детки в школе как “тигры в клетке”, или почему выпускники зачастую не готовы к реалиям жизни? и Стратегия педагогического дизайна: 4 ключевых элемента повышения мотивации учащихся.

Вкратце:

Чтобы повысить мотивацию ученика, необходимы следующие составляющие (согласно модели мотивации Джона Келлера): внимание, актуальность предмета, чувство уверенности, и получение удовлетворения от предмета и опыта в целом. Другое необходимое условие образования – свобода слова и свобода выбора ученика, так как они, прежде всего, получают знания и выстраивают СВОЮ жизнь и личный опыт, а не просто “кладут информацию” в голову, чтобы угодить учителю.

Именно...

0 0
7

1

Посмотрите внимательно. Если вы хорошо запоминаете информацию после пристального изучения ее взглядом, то у вас, вероятно, хорошо развита визуальная память. Если вы это видите, то вы это поймете. Вам будет проще воспринимать информацию такими способами: Информацию на картинках, чертежах, схемах или диаграммах намного проще запомнить, чем ту же информацию, преподнесенную в устной форме. Изучая материалы, вы их визуализируете, часто смотря вдаль, как будто вы “видите” эту информацию. Вы создаете в уме яркие образы при изучении материалов. Например, изучая статьи Конституции, вы представляете себя в Государственной Думе, присутствующим при утверждении статей. Ваши пространственные представления очень яркие: размеры, формы, материалы, фактуры, углы – охватить это умом вам очень просто. Вы способны “читать” язык тела людей, зная, что они на самом деле думают, даже если говорят совсем другое. Вы заботитесь об обстановке, в которой находитесь, и очень цените эстетику, живопись и...
0 0
8

Автор колонки «Письмо от любопытного родителя» в The Guardian Майкл Роусен публикует актуальные вопросы министру образования США. Одним из его последних вопросов был следующий: должны ли школьники учить наизусть литературные произведения, чтобы лучше их понимать и достичь больших успехов в учёбе? И как же быть с теми, кто никак не может этого сделать?

Дело в том, что сегодняшние американские школьники должны будут в выпускном сочинении по английскому языку использовать цитаты из литературных произведений, заученные наизусть, и многие взрослые сомневаются в необходимости такой нормы. Российских школьников не просят демонстрировать на экзаменах дословное знание литературы. Тем временем учебный план предполагает, что заучить витиеватые обороты оды Ломоносова и вторить революционному ритму стихов Маяковского всё же придется. Традиционным остаётся и выбор отрывка из романа «Война и мир» для чтения наизусть, и описания природы из произведений Гоголя. Сложности, связанные с...

0 0
9
«Я просто понял, чему я учу студентов — не правильно!»

Брюс Липтон, его книга «Биология веры» даёт совершенно новый уровень понимания вещей — в корне меняет науку биологию, медицину. «Наше восприятие окружающего, а не гены, контролируют жизнь».

В Университете он занимался исследованиями стволовых клеток. Стволовые клетки не имеют определенных характеристик. Они обретают те или иные характеристики в процессе клеточного деления, при этом они дифференцируются на специализированные клетки различных типов.

Три совершенно генетически идентичные культуры стволовых клеток я помещал в чашки Петри, со специфической средой в каждой – при этом в одной чашке формировались клетки мышц, во второй – клетки костной ткани, в третьей – жировые клетки.

Это было в шестидесятые. Исследования показывали, что развитие каждой клетки определяется её окружающей средой и условиями, в которых она развивается.

Самое важное, что эти стволовые клети были генетически...

0 0
10

Чтение является одним из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности учащихся и представляет собой процесс восприятия и активной переработки информации, графически закодированной по системе того или иного языка. Эта деятельность направлена на зрительное восприятие графических сигналов – извлечение информации из письменно зафиксированного текста и осмысление (интерпретацию) этих сигналов. Суть процесса чтения состоит в декодировании графических символов и переводе их в мыслительные образы. Отличительной чертой чтения является проговаривание зрительно воспринимаемого речевого сообщения, что отражает механизм связи видимого и произносимого.

При обучении чтению необходимо учитывать две стороны этого вида речевой деятельности – технику чтения и понимание. Понимание является целью, а техника – средством достижения этой цели.

Различают три основных вида чтения: просмотровое (поисково-просмотровое), направленное на получение самого общего представления о...

0 0
11

Инструкция

В первую очередь, нужно разобраться с изучаемым материалом. Убедитесь, что у вас есть все необходимые материалы: лекции, учебники, методички, дополнительные справочники и т.д. Разложите материалы перед собой на рабочем месте и постарайтесь настроиться на работу.

Затем вам нужно выбрать схему, по которой материл должен попасть в вашу голову. Несомненно самый лучший способ - заучивание с пониманием. В том случае, если вы забыли что-то и затрудняетесь ответить, вы можете додумать это логически и прийти к правильному выводу. Такой подход требует больше времени и сил, но, как правило, оказывается более эффективным. Тем более, преподаватели чувствуют вашу осведомленность в материале.
Выбирая такой метод, следует постоянно размышлять. Прочитайте лекции несколько раз и постарайтесь понять главный смысл (Что? Для чего? Как? И т.д.). Затем постарайтесь пересказать то, что вы прочитали. После этого прочитайте лекцию еще раз и заполните образовавшиеся пробелы -...

0 0
12

Не всех нас природа одарила блестящей памятью. Чтобы исправить эту несправедливость, многие изощряются, как только могут, придумывая собственные способы запоминания информации. Но немногие из них эффективны. Существуют более действенные методы для запоминания информации, о которых мы и поговорим в этой статье.

Для того чтобы укрепить память, записывайте на бумаге план или краткий конспект материала, который необходимо запомнить. Для тех, у кого хорошо работает зрительная и слуховая память, достаточно будет просто прочитать или прослушать информацию. Каждый человек индивидуален по своей сути. Следовательно, и запоминает информацию каждый из нас по-разному. Для начала следует понять, какой тип памяти у вас развит лучше всего, а уже затем приступать к запоминанию информации.

Итак, чтобы укрепить память необходимо научиться понимать работу памяти, ее механизмы. Во-первых, существует два типа запоминания: произвольное и непроизвольное. Ярчайшим примером непроизвольного...

0 0
13

Теория

Психология, NLP
NLP-Моделирование

Практика

Обучение
Сдача экзаменов
Планирование

Форум

Как учить предмет ?

К сожалению, у меня нет результатов обширных исследований... Однако существуют некоторые наработки, полученные как результат снятия множества успешных стратегий и выделения общего из них.

На сей день материал, увы, недостаточно полон для однозначных выводов, все ниженаписанное - "имхо" на сегодня и будет меняться.

Но меняться только в лучшую сторону !!!

Это уже ВЕСЬМА эффективные стратегии. Единственная проблема, могущая возникнуть при их использовании - мотивация. Но они работают !!! Это - не теория, но практика ботанства ;-)).

Снимая стратегии, мне приходилось сталкиваться с весьма разными способами запоминания.

Наиболее высокий процент имели «кинестетические» способы: проделать шаги самому, чтобы запомнить. Эффективность низкая.
Далее - «дигитальные»: прочитать...

0 0
14

Автор — Андрей Падалка, преподаватель курса "Программирование С++"

Итак, если вы решили стать специалистом в области программирования, прежде всего вы должны понимать всю серьезность этого шага. К сожалению, большой процент наших студентов очень поверхностно представляет себе, сколько усилий нужно приложить для того, чтобы работать программистом. Нюансы экономики нашей страны наложили серьезный отпечаток на представление молодых людей о работе — купил за десять, продал за двадцать — и уже программист.
Поэтому, давайте я попробую объяснить, все-таки как нужно учиться, чтобы получить достойную работу и чувствовать себя программистом-профессионалом.

Первый вариант — учить язык самостоятельно

Спланируйте свой день так, чтобы вы могли в течение ближайшего года каждый день уделять на программирование не менее одного часа. Иначе вся эта затея растянется очень надолго, хотя бы потому, что для устройства на работу вы должны уже БЫТЬ специалистом, уметь выбирать и...

0 0
15
Многие студенты, которые обучаются в высших учебных заведениях, прекрасно знают, что такое готовиться в ночь перед экзаменом. Конечно, зачастую это крайности, но порой все-таки возникают ситуации, когда необходимо большое количество информации «впитать» буквально за несколько дней. Так как же правильно учить лекции, чтобы запомнить как можно больше информации, ведь сосредоточиться на обучении порой очень сложно. Но не стоит отчаиваться. Есть некоторые рекомендации, которые позволят быстро запомнить важный материал и успешно сдать экзамены.

Учить необходимо начинать в утренние часы. Существует даже такое понятие, как «час гениальности», в который можно решать самые сложные задачи и запоминать большое количество информации. Утром организм готов к приему информации, он отдохнул и набрался сил.

Как показывает практика, учить желательно сначала более сложный материал, а затем переходить к более простой и понятной информации. Чтобы не надоедал только сложный или только простой...

0 0