Что такое "опорные сигналы"Шаталова и их роль в учебном процессе?

1

В. Ф. Шаталов. Запоминание через опорные сигналы.

В учебной деятельности, у чащихся и студентов, возникают трудности с запоминанием. В 80-е годы (в советское время) Шаталов создал методику опорных сигналов, которую стали успешно применять для изучения алгебры, геометрии и русского языка. По словам автора: "Наша экспериментальная методика исходит из того, что все дети — без исключения! — способны успешно овладеть школьной программой. Закон о всеобщем среднем образовании именно это и предполагает". Предлагаемая методика, ставшая объектом исследования в данной работе, утверждает то, что любой ученик, будь то слабый или сильный, способен в полной мере овладеть учебной программой. Эта методика по праву входит в щадящую педагогику.

В определении так называемого «порядка действий» начнем с теоретической базы. Сегодня в большинстве учебников и образовательных программах за небольшим теоретическим изложением следует череда задач и упражнений. Возможно, это удобно,...

0 0
2

Опорные сигналы Шаталова - это один из элементов технологии погружения, который внедрил в школу еще в советское время народный учитель СССР Виктор Федорович Шаталов. Я в свое время тоже применял эту технологию. Суть в том, что ученики перерисовывают опорный конспект (он состоит из опорных сигналов) и многократно повторяют ее, каждый раз увеличивая учебную информацию. Опорные же сигналы представляют собой схемы, рисунки, знаки, которые логически соединены между собой и отражают суть целой учебной темы. Например "БВ ? 1000000" может послужить опорным сигналом для участников этого сайта. Попробуйте расшифровать его и вложить смысл. Особенно удачны эти опорные сигналы на уроках физики, биологии,...

0 0
3

Текст в формате doc >>>

Текст в формате pdf >>>

Видеоролик о методе опорных сигналов

Содержание:

Введение

Педагогическая цель метода В.Ф. Шаталова Теоретическая база Опорный сигнал как ключевое средство методики В.Ф. Шаталова Щадящая педагогика как один из приемов Важность и ценность позиции родителей Организация работы на уроке по методу В.Ф. Шаталова Табель с оценками как один из главных составляющих структуры обучения Взаимопомощь и уважение — важные факторы Уроки открытых задач и открытых мыслей Контроль знаний и листки взаимоконтроля Комплексность использования метода опорных сигналов

Заключение

Список литературы

Введение

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания. Речь идет об управляемости педагогического...

0 0
4

Опорные сигналы в системе Шаталова

В статье рассматриваются особенности структуры опорных сигналов педагогической технологии Шаталова адаптированной для современной школы, приводятся этапы их построения.

Опорные сигналы в системе Шаталова – оригинальный вид наглядности, играющий существенную роль. В них в соответствии со спецификой материала моделируется абстрактно-теоретический материал программы. Опорные сигналы (ОС) увеличивают наглядность материала, структурируют его, давая возможность ученикам лучше усвоить новую тему.

Итак, опорный сигнал – набор ассоциативных ключевых слов, знаков моделирующих изучаемый абстрактно теоретический материал программы.

В настоящее время принято выделять следующие компоненты опорного сигнала:

Ядро

Структурные компоненты

Компоненты связи с другими изучаемыми блоками

Логические связи

Ядро – центральное понятие блока, связывающие все структурные компоненты в единую систему....

0 0
5
Введите e-mail адрес:
Открытие Шаталова: опора на механизм понимания

Сегодня молодые учителя мало знают об опыте В. Ф. Шаталова, хотя его достижения в педагогике можно смело заносить в книгу рекордов Гиннеса по многим номинациям

О главном - коротко

Система Шаталова показала практически возможность завершить среднее образование уже в 9-м классе, без какого-либо искусственного отбора учащихся, при двух выходных днях (четверг и воскресенье) и 30-ти учебных часах в неделю. Это на фоне того, что зарубежная «педагогическая мысль» бьется над тем, как бы довести продолжительность обучения до 13 лет, а наша - до 12 лет.

Мировая дидактика, психолингвистика, а следовательно, и составители учебных компьютерных программ пока лишь копируют Шаталова и далеки от достижения его результатов. О перегрузках не может быть речи, авторитетные комиссии и это не один раз проверяли.

После такой рекламной заставки следует сказать, что никто не покушается на традиционную...

0 0
6

Человеческий фактор обусловливает и определяет дидактическую концепцию В.Ф. Шаталова. Вся его система обучения построена на принципе уважения личности школьника, гуманного отношения к нему. Он к каждому ученику подходит с оптимистической гипотезой, верит в его учебные способности, возможность усвоения любым школьником учебного материала на уровне “четверки” и “пятерки”. Создавая доброжелательную обстановку на занятиях, Виктор Федорович вызывает у учащихся чувство уверенности в свои силы и успеха в учебной работе.

”Учиться победно!”— вот девиз педагога-новатора. Успех в учении он считает важным дидактическим принципом.

Подчеркнем, что В.Ф. Шаталов на первое место в процессе обучения ставит воспитательную задачу, а также формирование у учащихся общественно ценных мотивов учения, любознательности, познавательных интересов и потребностей, чувства долга и ответственности за результаты учения. А уже потом следует задача учебно-познавательная.

В опыте...

0 0
7
в формулировании диагностичных целей обучения (и в конечном итоге - облегчить планирование учебного процесса и выработку процедур оценки), американские ученые под руководством Б.С. Блума разработали таксономии учебных целей в познавательной, эмоциональной и психомоторной сферах деятельности учащихся (таксономия целей обучения - систематизация целей обучения, в основе которой лежит последовательность уровней усвоения учебного материала) (см. таблицу).

Таблица

Таксономия педагогических целей в познавательной сфере


Почему в технологии обучения так много внимания уделяется четкому описанию целей обучения?

Ответ на этот вопрос звучит следующим образом: если цель сформулирована диагностично (то есть ее достижение можно надежно опознать), то весь ход обучения может ориентироваться на ее признаки, как на эталон. При этом результат, достигнутый учащимися на каждом этапе обучения, сравнивается с эталонными признаками поставленной цели. То есть все время...

0 0
8
1. Педагогическая цель метода В.Ф. Шаталова

Прежде чем раскрывать сущность педагогической теории и методики автора, в данном случае - В.Ф. Шаталова, необходимо определить цель, которую этот автор считает результатом деятельности педагога, основанной на предлагаемом им методе. А целью обучения и воспитания школьника Виктор Федорович Шаталов видит в создании условий, в которых каждый ученик будет иметь возможность развивать свои способности. Все ученики, безусловно, разные, но это совсем не означает, что в ком-то заложены способности к знаниям, а в ком-то - нет. Поэтому учитель в своей педагогической деятельности должен обращать внимание на возможности каждого своего ученика, пробуждая тем самым в нем осознание себя личностью, ответственной за свои поступки, и потребность в познании. Как же этого достичь, Шаталов разъясняет.

Итак, обратимся, для начала, к современному состоянию образовательной системы. Учитель, по установленному регламенту, должен обучить всех учеников всему....

0 0
9

«Виктор Федорович по-настоящему знаменит. Вряд ли кому-нибудь нужно его представлять» [37].«Он известен людям, совсем далеким от педагогики, и среди коллег имеет вес» [40].

Его известность чередовалась с забвением.

«70-е годы. Глухие времена. В газете («Комсомольская правда» - С.Ф.) опубликован очерк С. Соловейчика «Метод Шаталова». Это первое упоминание в печати имени педагога, который на долгие годы станет в центре водоворота яростных дискуссий» [177]. После этого и в других «газетах стали писать о том, что есть учитель, который осуществил вековечную мечту своих коллег… четко выучивать всех, даже самых отпетых лентяев. Более того, если его методику использовать на уроках по другим предметам, то среднее образование можно давать не за 10 лет, а за 8. Да еще при пятидневной учебной неделе, при пяти-шести уроках в день! Фантастика? Отнюдь нет» [53, c.152]. «Методикой Шаталова воспользовалась сначала одна учительница, потом – шесть, потом с помощью Донецкого облоно и...

0 0
10

Содержание

Введение

. Педагогическая цель метода В.Ф. Шаталова

. Теоретическая база

. Опорный сигнал как ключевое средство методики В.Ф. Шаталова

. Щадящая педагогика как один из приемов

. Важность и ценность позиции родителей

. Организация работы на уроке по методу В.Ф. Шаталова

. Табель с оценками как один из главных составляющих структуры обучения

. Взаимопомощь и уважение - важные факторы

. Уроки открытых задач и открытых мыслей

. Контроль знаний и листки взаимоконтроля

. Комплексность использования метода опорных сигналов

Заключение

Список литературы

Введение

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания. Речь идет об управляемости педагогического процесса и создании...

0 0
11

Анализ исследований показал, что в педагогической теории сложилось объективно существующее противоречие: требования к качеству массовой подготовки учеников растут, а обучение остаётся усреднённым и, в связи с недостаточной разработанностью проблемы, они не могут в полной мере повлиять на качество обучения и сам ход педагогического процесса.

На наш взгляд, сегодня стоит перейти от поисков негативного в разных подходах - к поиску того, насколько приемлемо и возможно в практическом плане каждое теоретическое направление: каковы его возможности; где они, эти возможности, заканчиваются; каковы условия их эффективного применения в практике обучения и воспитания. Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо хорошо ориентироваться в современных образовательных моделях. Актуальность и недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы определили тему курсовой работы: "Педагогическая теория и методика В.Ф. Шаталова". Целью данного исследования является анализ...

0 0
12
Педагогическая система Виктор Федорович Шаталов Творческая биография Виктор Фёдорович Шаталов родился 1 мая 1927 года. Работал в школе преподавателем математики (с 1951 года) и директором. С 1956 вел экспериментальную работу с учащимися. Виктор Фёдорович Шаталов - народный учитель СССР, участник Великой Отечественной войны, кавалер ордена Дружбы, заслуженный учитель Украины, профессор Донецкого института социального образования, лауреат нескольких международных премий. Виктор Фёдорович начал работать учителем физики и математики в родном Донецке после окончания пединститута, в 26 лет стал директором школы. Через несколько лет создал весьма эффективную систему обучения географии. Затем перевёл на новую методическую основу алгебру, геометрию, физику, астрономию, историю, показав универсальный характер системы. Годовой курс дети изучали за несколько недель. Исчезли двойки, жалобы родителей, прогулы, второгодничество. В 1987 году стал заведующим лаборатории проблем интенсификации...
0 0
13

Виктор Федорович Шаталов родился в 1927 г., ученый, педагог, народный учитель СССР, преподаватель математики, директор школы. С 1987 г. заведующий лабораторией проблем интенсификации учебно-воспитательного процесса НИИ содержания и методов обучения АПН СССР в Донецке. Разработал систему обучения с использованием опорных сигналов — взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом. Практическая деятельность основана на педагогике сотрудничества. Проживает в Донецке. Его педагогический стаж — 53 года. Из них 40 лет — исследования и эксперименты. Издано более 30 книг, многие переведены на 17 языков. Заслуженный учитель Украины, кавалер ордена «Николая Чудотворца» за приумножение добра на Земле.

На едином дыхании читаются последние работы В. Шаталова «Трудных детей не бывает», «Сквозь призму времени», «Соцветие талантов».

В предисловии к недавно вышедшей его книге «Приглашение к поиску» есть примечательные слова, которые звучат не просто...

0 0
14

Эти и многие другие материалы обсуждаются в группе Методы преподавания русского языка на сайте "Одноклассники". .

Как преподавать русский язык, используя систему опорных сигналов

Преподавать русский язык интересно. Это я могу сказать с полной ответственностью, как человек, проработавший учителем 25 лет.

За эти годы программа по русскому языку не изменилась. Законы грамотного письма остались прежними.

Но, несмотря на это, мой интерес к преподаванию этого «стабильного» предмета никогда не угасал.

Наоборот, я все время искала новые формы, которые помогли бы «внедрить» в умы учеников все сложности нашего «великого и могучего». Схемы составляла, викторины придумывала, таблицы на стенах кабинета вывешивала.

Я думаю, каждый филолог, увлечённый процессом преподавания, перепробовал многое…

Виктор Шаталов

Если вы когда-нибудь интересовались методикой донецкого учителя-новатора Виктора Шаталова, то вспомните этот основной принцип его...

0 0
15

Меженко Юрий Степанович,

учитель, сотрудник шаталовской лаборатории интенсивных методов обучения НИИ СиМО АПН СССР, участник эксперимента в ОШ № 5 г. Донецка в 1987-1991 гг.

Электронная почта: yuriymezhenko@mail.ruСайт: http://uznajka.com

Организационно-методическая

система В.Ф. Шаталова,

или тезисный «методический ликбез»

Сотрудничество с Виктором Фёдоровичем Шаталовым длится с 1980 года, когда вышла первая книга Виктора Федоровича «Куда и как исчезли тройки». Эта книга в отличие от большинства тяжёлых наукообразных методических пособий дала ответы на многие вопросы, которые волновали меня как начинающего учителя. Неординарность его мышления, поступков, глубочайшие знания в области педагогики, психологии, дидактики, методики – всё это произвело на меня неотразимое впечатление и сделало навсегда его сторонником, последователем, а с 1987 года и сотрудником его лаборатории, на базе которой в средней школе №5 г. Донецка был проведен...

0 0

Реклама

Не нашли ответа?