Что такое проблемная лекция?

1

Проблемная лекция

В отличие от информационной лекции, на которой студенты получают интерпретированную преподавателем информацию, на проблемной лекции, новый теоретический материал подается как неизвестное, которое необходимо открыть, решил вши проблемную ситуацию Задача педагога заключается в необходимости прогнозировать проблемную стратегию обучения, обеспечить участие студентов в анализе возникшего противоречия, привлекать их к решению проблем них ситуаций, учить выдвигать оригинальные пути их решения, учить анализировать полученную новую информацию в свете известных теорий, выдвигать гипотезы и использовать различные методы для их решенияя.

Дидактические особенности проблемной лекции освещены в исследованиях МИ Махмутова, ОМ Матюшкина, В окон, ММ Скаткин, ИЯ Лернера, AB Фурмана и других ученых, которые сформулировали понятие \"проблема\", \"проб проблемных ситуация \",\" проблемное обучениеція", "проблемне навчання".

На проблемной лекции привлечение...

0 0
2
Лекция

Итак, лекция (от лат. lectio - чтение) - систематическое, последовательное, монологическое изложение преподавателем (лектором) учебного материала, как правило, теоретического характера; главное звено дидактического цикла обучения. Является традиционной формой для высшей школы, где на её основе формируются курсы по многочисленным предметам учебного плана. Её основная цель - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала.

Функции лекции:

информационная

(излагает необходимые сведения),

стимулирующая

(пробуждает интерес к теме),

развивающая

(дает оценку явлениям, развивает мышление),

ориентирующая

(в проблеме, в литературе),

разъясняющая

(направленная прежде всего на формирование основных понятий),

убеждающая

(с акцентом на системе доказательств),

воспитывающая.

Требования к лекции

нравственная сторона...

0 0
3

к. ю. н., доцент Хусаинова Е. Н.

Северо-Кавказский федеральный университет

Проблемная лекция как вид мини-лекции.

Лекция в развивающем образовании остается одной из важнейших оргформ, однако функциональное предназначение лекции и ее место в целостном образовательном процессе принципиально меняется.

Внедрение в современную практику новых образовательных технологий привело к появлению так называемых мини-лекций, которые отличаются от других видов лекций.

В зависимости от типа возникающих у обучающего затруднений можно выделить несколько основных функциональных предназначений и, соответственно, несколько видов мини-лекций.

Рассмотрим подробнее проблемную лекцию как одну из видов мини-лекций.

Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Проблемные вопросы отличаются от не проблемных тем, что скрытая в них...

0 0
4

1. Проблемная лекция

Проблемная лекция - форма обучения
в которой привлечение студентов к
активной деятельности осуществляется
преподавателем с помощью создания
проблемных ситуаций.
В течение лекции мышление студентов происходит с
помощью создания преподавателем проблемной ситуации
до того, как они получат всю необходимую информацию,
составляющую для них новое знание. Студенты
самостоятельно пробуют найти решение проблемной
ситуации.
Для управления мышлением студентов на проблемной
лекции используются заранее составленные преподавателем
проблемные и информационные вопросы.
Проблемные вопросы – вопросы, ответ
на которые не содержится в прежних
знаниях студентов и которые вызывают
интеллектуальные затруднения у них. Они
содержат в себе ещё не раскрытую
проблему, область неизвестного, новые
знания,
для
добывания
которых
необходимо
...
0 0
5

5

Л 2. Проблемные лекции и лекции проблемного характера в образовательной системе

Лекции проблемного характера — один из важнейших элементов проблемного обучения студентов. Процесс усвоения учебной информации не может быть сведен лишь к ее восприятию, запоминанию и воспроизведению. Знания, полученные студен тами, становятся глубокими только в результате их собственной познавательной активности. Формирование активности и составляет ядро проблемного обучения, в процессе которого резко возрастает роль таких видов познавательной деятельности студентов, как поиск ответов на проблемные вопросы, поставленные преподавателем, исследование определенных положений теории и практики, самостоятельное составле ние и решение нестандартных задач, логический анализ текстов первоисточников и правовых актов, дополнительной литературы и т. п. Данная работа требует примене ния накопленных знаний в различных ситуациях, чему не могут научить учебники.

В системе проблемного...

0 0
6

Проблемная лекция не ограничивается наличием проблемы, хотя - именно так понимают ее многие преподаватели, а предполагает особую комбинацию материала, подачу информации в таком количестве итак, что образуется проблемная ситуация, основы которой исследуются в дидактике. Специфической чертой проблемной ситуации является ее внутренне противоречивый характер. В силу недостатка в знаниях по изучаемому материалу один факт воспринимается аудиторией как противоречащий другому, создается ситуация интеллектуального затруднения в момент, когда студент осознает наличие проблемы и недостаточность имеющихся у него знаний для ее решения. Подобный прием является одним из наиболее сильно активизирующих: он побуждает к деятельности конфликтным соотношением своих элементов.

Противники проблемной лекции заявляют, что нарушается принцип историзма, разрывается хронологическая последовательность событий.

На проблемной лекции включение мышления студентов осуществляется преподавателем с...

0 0
7

Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Северный государственный медицинский университет»

Институт Ментальной Медицины

Факультет клинической психологии и социальной работы

Заочное отделение клинической психологии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Методика преподавания психологии»

на тему «Методика подготовки проблемной лекции »

Архангельск

2010

Содержание

Введение

Лекция

функции лекции

требования к лекции

классификация лекций

Проблемное обучение

особенности содержания

особенности методики

Заключение

Список литературы

Введение

Преподаватель психологии, конечно, не должен разрабатывать методики для подготовки студентов различных специальностей, проходящих обучение в ВУЗе. Но очевидно, что профессиональная...

0 0
8

Классификация и структура лекций

Существуют классификации лекций по различным основаниям: Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Питер,2000. - С.159.

- месту в лекционном или учебном курсе (вводная, установочная, обзорная, итоговая и др.);

- преимущественной форме обучения (лекции при очном, заочном обучении);

- частоте общения лектора с аудиторией (разовая, систематическая, цикловая и т.п.);

- степени проблемности изложения материала (информационная, проблемная, дискуссия и т.п.).

Однако строгая классификация лекций в дидактической литературе отсутствует. Важно, чтобы лектор в каждом конкретном случае учитывал особенности аудитории, места, времени, дидактические и другие факторы при подготовке лекции, отвечающей поставленным задачам.

Так, например, вводная лекция читается, как правило, в начале курса с целью дать студентам общее представление о его содержании, месте в учебном процессе и роли в их будущей...

0 0
9

ПРОБЛЕМНАЯ ЛЕКЦИЯ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

В системе образования происходят существенные изменения, которые затрагивают содержание и формы педагогического взаимодействия. Профессиональная компетенция преподавателя требует специальных знаний и умений, направленных на развитие познавательно-коммуникативных потребностей и возможностей студентов, позволяющих ставить и решать проблемы в социальной и профессиональной сферах. Обновление целей образования требует обновления его организационных форм.

Рассмотрим формы организации содержания проблемного обучения. Как отмечает Е. В. Ковалевская, «в современном образовательном процессе, как известно, проблемы возникают в первую очередь тогда, когда имеются противоречия между лежащими в основе этого процесса общепедагогическими категориями: цель, содержание, методы, средства, формы».

В соответствии со словарным определением «форма — внешнее выражение деятельности учителя и учащихся,...

0 0
10
«Вводная лекция дает первое целостное представление об учебном предмете и ориентирует студента в системе работы по данному курсу. Лектор знакомит студентов с назначением и задачами курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин и в системе подготовки специалиста. Дается краткий обзор курса, вехи развития науки и практики, достижения в этой сфере, имена известных ученых, излагаются перспективные направления исследований. На этой лекции высказываются методические и организационные особенности работы в рамках курса, а также дается анализ учебно-методической литературы, рекомендуемой студентами, уточняются сроки и формы отчетности.

Лекция-информация. Ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию. Это самый традиционный тип лекций в практике высшей школы.

Обзорная лекция — это систематизация научных знаний на высоком уровне, допускающая большое число ассоциативных связей в процессе осмысления информации, излагаемой...

0 0
11

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

«ТИХВИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Проектная работа

«Проблемная лекция – как средство активизации

познавательной деятельности студентов

Тихвинского медицинского

колледжа»

Работу выполнила:

Чикалова Л.Г.,

преподаватель химии

ГБОУ СПО ЛО «ТМК»,

высшая квалификационная

категория

Адрес: 187553, Ленинградская область,

г. Тихвин,

ул. Борисова,

д.2 «а»;

Телефон (8-81367) – 78-194,

Факс (8-81367) – 71-967

Эл. почта: med-staff@yandex.ru

г. Тихвин, 2014 год

Содержание

Проблемная лекция – как средство активизации познавательной деятельности студентов Тихвинского медицинского колледжа

Наука - это организованное знание.

Герберт Спенсер

1. Введение

Вопросы активизации познавательной...

0 0
12
Проблемная лекция Проблемная лекция

Дата добавления: 2015-08-03; просмотров: 36 | Нарушение авторских прав

Одна из самых трудных, требует опыта и специальных знаний, подведение слушателя к самостоятельному выводу. Постановка проблемы, выдвижение гипотез, приведение к доказательству. Методически ее можно провести по-разному:

- преподаватель сам выдвигает проблему и сам ее решает;

- преподаватель выдвигает проблему и решает ее с различных позиций;

- преподаватель выдвигает проблему и предлагает слушателям ее решить.

Возможно комбинированное изложение материла. Эвристическая беседа является той разновидностью проблемной лекции, которая позволяет наиболее полно продемонстрировать различные аспекты управления процессом формирования у студентов всех структурных компонентов анализа и решения проблемы. Диалогизация проблемной ситуации в эвристической беседе – это своеобразный прием, рассчитанный на перестройку внутреннего плана действия, образа мышления...

0 0
13
Формы организации обучения с использованием активных методов

Существуют имитационные и неимитационные формы организации обучения с использованием активных методов обучения. Рассмотрим характеристику неимитационных методов: лекции, семинары, дискуссии, коллективную мыслительную деятельность.

Лекции - нетрадиционная форма проведения

Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Проблемные вопросы отличаются от не проблемных тем, что скрытая в них проблема требует не однотипного решения, то есть, готовой схемы решения в прошлом опыте нет. Для ответа на него требуется размышление, когда для не проблемного существует правило, которое нужно знать.

С помощью проблемной лекции обеспечивается достижение трех основных дидактических целей:

1 усвоение студентами теоретических знаний;

2 развитие теоретического мышления;

3 формирование познавательного...

0 0
14

С. Ш. Казданян

Российско-Армянский (Славянский)

государственный университет, г. Ереван, Армения

В высшем учебном заведении лекция занимает важное место в процессе обучения. (В учебнике излагается наиболее общий, фундаментальный материал учебной программы). Однако традиционная вузовская лекция имеет ряд недостатков, а именно [2]:

приучает студентов к пассивному восприятию чужих мнений; тормозит самостоятельное мышление студентов; уменьшает стремление студентов к самостоятельным занятиям; приучает студентов к механическому записыванию слов лектора (не все успевают осмыслить слова лектора).

В связи с этим актуальность исследования применения нетрадиционных методов обучения, в частности проблемной лекции, очевидна.

Отметим, что вообще отказ от лекции не только снизит научный уровень подготовки студентов, но и нарушит системность и равномерность их работы в течение учебного года. Следовательно, лекция по-прежнему должна остаться как...

0 0
15

Проблемное обучение

Проблемный метод предполагает следующие шаги: проблемная ситуация => проблемная задача => модель поисков решения => решение.

Главная психолого-педагогическая цель проблемного обучения - развитие профессионального проблемного мышления - в каждой конкретной деятельности имеет свою специфику. Вообще развитие творческих способностей носит прикладной характер и конкретизируется применительно к предмету, преобразуясь в формирование той или иной творческой способности, в нестандартное видение:

• увидеть проблему в тривиальной ситуации, когда у учащихся возникают нетривиальные для данного уровня подготовки вопросы типа: "Всякую ли кривую можно задать системой двух уравнений?";

• увидеть по-новому структуру тривиального объекта (его новые элементы, их связи и функции и т.п.), например, совпадающие очертания континентов обеих Америк, Европы и Африки;

• сформировать способность переноса ранее усвоенных знаний и умения в новую ситуацию...

0 0
16
Проблемная лекция. Проблемная лекция.

О проблемной лекции мы будем говорить в связи с активными методами обучения. А сейчас лишь приведем ее содержательные и процессуальные характеристики. В отличие от информационной лекции, на которой преподносится и объясняется готовая информация, подлежащая запоминанию, на проблемной лекции новое знание вводится как неизвестное, которое необходимо "открыть". Задача преподавателя - создав проблемную ситуацию, побудить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели. Для этого новый теоретический материал представляется в форме проблемной задачи. В ее условии имеются противоречия, которые необходимо обнаружить и разрешить.

В ходе их разрешения и в итоге - как результат - студенты приобретают в сотрудничестве с преподавателем новое нужное знание. Таким образом, процесс познания студентов при данной форме изложения информации приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Главное условие -...

0 0
17

О содержании и методике лекций проблемного характера

В. Ф. МАСЛОВ, Р. С. ПАВЛОВСКИЙ

Решения XXVI съезда КПСС ориентируют профессорско-преподавательский состав вузов на дальнейшее улучшение учебно-воспитательной и научно-методической работы, повышение уровня лекций и их значения в формировании у студентов научного мышления и марксистско-ленинского мировоззрения. Необходимо добиваться, чтобы лекции носили "проблемный характер, отражали актуальные вопросы теории и практики, современные достижения общественного и научно-технического развития, способствовали углубленной самостоятельной работе".

Опыт преподавания в Харьковском юридическом институте показывает мне, что те лекции по общественным паукам и правовым дисциплинам отличаются проблемным характером, эффективно способствуют повышению качества подготовки специалистов, воспитанию их в духе беззаветной преданности Родине и Коммунистической партии, прививают студентам высокую политическую и нравственную культуру,...

0 0