Как научить ребенка пересказывать параграф учебника?

1

Умеет ли Ваш ребенок-школьник пересказывать? Наверняка, многие скажут, что, конечно, умеет. Ведь он еще с самого детства все сказки рассказывает, чуть ли, не дословно. И школьные произведения тоже прекрасно пересказывает.

Так, или почти так считают многие родители. Тогда почему в школе ребенок получает не очень высокие оценки и иногда приносит замечания «Не готов к уроку»? Почему учитель бывает недоволен пересказом ребенка, если он так прекрасно рассказывал всё дома?

Все очень просто. Пересказы бывают разные. Подробные и краткие пересказы очень различны между собой. И если в первом классе подробный пересказ считается хорошим, то в 3-4 классах – это уже плохо.

Давайте сначала сравним тексты в 1 классе и в 3 классе. Сколько строк или даже слов в текстах у первоклассников? Примерно треть страницы занимает большой текст. Можно ли пересказать такой текст дословно? Легко!

В 3 классе тексты уже очень большие. В учебниках по чтению некоторые произведения...

0 0
2

вот тоже самое хотела спросить не Плешаков ли? И тоже у нас 4 класс.
Я решила "забить", там выхваченные клочки, залитые непонятной "водой" автора, из полезного к запоминанию начертили вместе с ребёнком таблицу по делению временных отрезков в истории(первобытная, древняя, средние века, новая, новейшая), запомнили и усвоили с какого примерно по какое время каждый длился, чем был характерен. По новому времени подготовили самостоятельный доклад с интересными фактами из жизни Гутенберга, Эдисона и Форда(их детство, жизнь, отношения их друзей к ним + с их вкладами в развитие науки и техники).Из истории нашей страны готовим доклад про Ломоносова, тоже с историей жизни, учёбой, о его открытиях и просто дарованиях. Обсудили ледовое побоище, ребёнок пытливого ума поинтересовался: почему они на лёд вышли 5 апреля, когда на картинке из летописи- трава нарисована и написано: падали окровавленные на траву зелёную. Ведь если трава зелёная, то лёд если и есть, то видно уже, что некрепкий и...

0 0
3
Как научить пересказывать

Чтобы научить ребенка младшего школьного возраста пересказывать, нужно начинать с малого. С одного предложения. Прочитать про себя и повторить вслух, не подсматривая в книгу. Очень важно повторять прочитанное, обращаясь к кому–то: маме, папе, брату, учителю, однокласснику и т.д. В крайнем случае, можно обращаться к воображаемому собеседнику.

Научить пересказывать — это сформировать привычку ОБЪЯСНЯТЬ, а не механически повторять прочитанное. Причем объяснять нужно со всеми необходимыми атрибутами: жестикуляцией, мимикой, интонацией и т.д. При таком подходе у ребенка формируется умение естественно передавать чужие мысли, удерживая их в своей памяти.

От одного предложения со временем нужно перейти к целому абзацу, затем к двум абзацам и т.д. Главное не торопить ребенка. Очень важно, чтобы он поверил в свои силы. Постепенно ущербная рефлекторная связь «учебник — речь» заменяется связью «учебник — МОЗГ — речь», и пересказ текста становится для...

0 0
4

Инструкция

Начните с ознакомления с простым, доступным пониманию ребенка текстом. Дошкольникам и младшим школьникам лучше предложить сказку или короткое литературное произведение. Если ребенок умеет читать, попросите это сделать вслух. Детям старшего возраста под силу будут рассказы или учебные тексты.

Разделите текст на части - по абзацам или по смыслу. Задавайте ребенку последовательно по одному вопросу к каждому отрывку. Постарайтесь дать возможность ему самому сформулировать ответы, но если у него не получается, помогите.

Помогая ребенку отвечать на вопросы, вместе с ним ищите главные слова или смысловые словосочетания. Используя их, составьте план текста письменно или выделите их карандашом в абзацах. Не пишите в плане большие предложения, используйте 2 -3 слова в каждом пункте.

Попросите ребенка, глядя на опорные слова, пересказать текст. Пусть это будет краткий и односложный пересказ, не требуйте многого. Затем вместе вернитесь к изучаемому...

0 0
5

Просмотреть полную версию : научить пересказывать параграфы

У пятиклассника моего есть проблема (собственно она и раньше была) - пересказ параграфа. Фактический материал запоминает хорошо, а вот связно пересказать - очень трудно. У самой была такая же проблема (но при этом язык у меня подвешен был хорошо), но как-то выкручивалась, особо не вызывали.
Сейчас у мальчика три устных предмета - история, краеведение и природоведение. Задания объемные (особенно краеведение и история).
Можету кого есть наработанные способы обучения пересказу?

аленушка

30-10-2008, 10:56

Мы еще в четвертом классе обьем материала меньше, но нам помогают опорные слова. Выписываем на листок опорные слова, даты , города , фамилии и пересказываем. Но тоже есть трудности подождем других предложений....:)

babariha

30-10-2008, 11:13

Мы еще в четвертом классе обьем материала меньше, но нам помогают опорные слова. Выписываем на листок опорные слова, даты ,...

0 0
6
Пересказы текстов формируют и тренируют память, развивают логическое мышление, способствуют расширению вербальной гибкости (то есть способности излагать свои мысли наиболее подходящими для данного контекста терминами) .

Как же правильно запоминать и пересказывать тексты? Во-первых необходимо текст прочитать. Прочитать внимательно, вслух или про себя, не отвлекаясь и стараясь понять содержание текста. Если понимание текста вызывает затруднения, то необходимо текст прочитать ещё раз или прочитать те части текста, которые непонятны.

Затем необходимо текст разделить на несколько крупных частей, причем каждая часть должна содержать одну-две, максимум три главные мысли. И запоминать надо не сам текст, а его структуру, последовательность взаимосвязанных мыслей. Неплохо для успешного формирования этого навыка эти главные мысли в виде плана еще и записывать. Тогда включается не только зрительная, но и механическая память. А план этот можно держать перед глазами, когда текст...

0 0
7
Как научить ребёнка пересказывать прочитанный текст

Умение пересказывать – необходимый навык в жизни каждого человека. Когда мы спрашиваем о чём-либо детей, важно получить полный ответ, поощрять ребёнка за говорение, показывать, что нам интересно и важно то, что и как он рассказывает.

Дети начинают своё обучение пересказу, даже не замечая этого. Это происходит, когда ребёнок впервые рассказывает о событиях в своей жизни (например, как прошёл день в саду или как упал с велосипеда или качелей). Для самых маленьких – это наиболее эффективный способ сделать первые шаги и заложить основу для успеха в будущем. Проходит время и накапливается практика, соответственно, далее в своём пересказе дети используют уже не пару слов, а целые предложения.

Обучение пересказу является одной из составляющих обучения грамотности в целом. Ребёнку необходимо понимать сюжет, кто главные герои и как развиваются события в рассказе, их последовательность. Когда дети пересказывают, они...

0 0