Как в Речи Посполитой образование приобрело нецерковный характер?

1
Образование.

Вторая половина XVIII в. характеризуется постепенным освобождением общественного мнения и образования от влияния церкви. Свидетельством новых тенденций стала реформа пиарских школ. В 1741 г. руководителем провинции ордена пиаров в Речи Посполитой был назначен Станислав Канарский (1700—1773). Он внес изменения в процесс обучения детей и молодежи. В частности, большое значение стало придаваться изучению польского языка и естествознания. С. Конарский обосновывал необходимость эстетического и физического воспитания детей.

В 1773 г. приказом римского папы была запрещена деятельность иезуитов. Имущество ордена перешло к Эдукационной комиссии, которая считается первым в Европе светским заведением в сфере просвещения. Школьное образование приобрело нецерковный характер. Кроме основных предметов дети стали изучать огородничество, земледелие, охрану здоровья, архитектуру, искусство. Им преподавалась даже моральность — наука о плохих и хороших поступках человека. В...

0 0
2

Причиной вмешательства иностранных государств во внутренние дела Речи Посполитой стал диссидентский вопрос. Диссидентами называли шляхту некатолического вероисповедания, то есть православную и протестантскую. Они не могли занимать государственные должности, избираться послами на общегосударственный сейм и местные сеймики. Им даже запрещалось строить новые храмы.

Российская империя через своего посла Николая Репнина требовала от короля Речи Посполитой уравнения в правах диссидентов с католиками. Того же пожелали Пруссия, Англия, Дания и Швеция. Король соглашался выполнить требование при условии предварительной отмены права «либерум вето». Но против выступили магнаты Чарторыйские, стремившиеся сохранить популярность среди большинства шляхты.

Сейм 1766 г., несмотря на угрозы Н. Репнина, отказался выполнить требование России. Тогда императрица Екатерина II предложила создать шляхетские конфедерации, на что выделила 335 тыс. злотых. В 1767 г. в Слуцке была организована...

0 0
3

Вспомните

Почему в Западной Европе с конца XVII в. начала формироваться новая культурно-историческая эпоха — Просвещение?

1. Особенности Просвещения на белорусских землях. Сильное влияние на культуру белорусских земель второй половины XVIII в. оказали идеи Просвещения. Это общественно-политическое и культурное движение, которое в конце XVII—XVIII в. охватило всю Европу, было направлено на установление буржуазной культуры и ликвидацию феодального строя.

На территории Беларуси и Литвы Просвещение не приобрело революционного характера, как во Франции. Новые идеи внедрялись путем реформ. Проводниками передовой идеологии стали прогрессивные круги шляхты и духовенства. Просвещение в ВКЛ было ориентировано на решение крестьянского вопроса. Известные общественные деятели того времени стремились к тому, чтобы крестьяне имели равные права с другими сословиями. Они требовали организовать систему образования в деревне.

Известным представителем Просвещения являлся...

0 0
4
Глава XVII. Образование Речи Посполитой

В конце XV — начале XVI в. Польша являлась одной из сильнейших держав в Центральной и Восточной Европе. Политическое укрепление Польши было обусловлено экономическим подъёмом XIV — XV вв. и стояло в тесной связи с успешным исходом борьбы с основным противником Польши — Тевтонским орденом. Длительная борьба с германскими феодалами-захватчиками способствовала росту национального самосознания польского народа.

Экономический, культурный и политический подъём Польши оказался, однако, непрочным. К концу XVI в. стали явственно наблюдаться признаки надвигающегося упадка.

Рост польских городов

Вторая половина XV и начало XVI в. являлись временем весьма замешого подъёма городов в Польше, хотя они и в этот период экономически были значительно слабее городов более развитых стран Европы, а их политическое значение в стране в целом было невелико. Возникали новые городские центры и вырастали старые,...

0 0
5

Развіццё адукацыі і навукі ў другой палове ХVІІІ ст

Сильное влияние на культуру белорусских земель второй половины XVIII в. оказали идеи Просвещения. Это общественно-политическое и культурное движение, которое в конце XVII—XVIII в. охватило всю Европу, было направлено на установление буржуазной культуры и ликвидацию феодального строя.

На территории Беларуси и Литвы Просвещение не приобрело революционного характера, как во Франции. Новые идеи внедрялись путем реформ. Проводниками передовой идеологии стали прогрессивные круги шляхты и духовенства. Просвещение в ВКЛ было ориентировано на решение крестьянского вопроса. Известные общественные деятели того времени стремились к тому, чтобы крестьяне имели равные права с другими сословиями. Они требовали организовать систему образования в деревне.

Известным представителем Просвещения являлся магнат Иоахим Хрептович (1729—1812). Он занимал должность маршалка, а затем канцлера ВКЛ. Писал стихи на польском языке, основал в...

0 0