Каким образом человек усваивает язык?

1
ГЕНЕРАТИВНАЯ ГРАММАТИКА, порождающая грамматика, одно из основных направлений современной лингвистики. Зародившись в США во второй половине 1950-х годов, генеративная грамматика до сих пор имеет большой авторитет и активно развивается не только в Северной Америке, но и во многих странах Европы, в Южной Корее, Японии, Индии. Другое название, под которым известно данное направление, хомскианская лингвистика, или хомскианство, по имени американского лингвиста Ноама Хомского, одной из крупнейших фигур в интеллектуальной жизни 20 в., с именем которого неразрывно связано не только зарождение генеративной грамматики, но и ее развитие на протяжении последних сорока с лишним лет.

Генеративная грамматика принципиально отличается от всех без исключения лингвистических направлений, существовавших до нее, прежде всего своей задачей. Занимаясь анализом языковых данных, генеративная грамматика не рассматривает в качестве самоцели их сбор, описание и даже обобщение. Конечным результатом...

0 0
2

7.3.3. Как человек усваивает и использует язык

Усвоение “языка” есть процесс формирования внутренней системы, которая “заведует” процессами говорения и понимания, т. е. языковой системы в психолингвистическом смысле (психолингвистической системы). Но каким образом это происходит? Очевидно, путем обнаружения закономерностей строения текста и отображения их средствами психики: иными словами, формирование психолингвистической системы языка является по существу отражением языковой узколингвистической системы. Ребенок, усваивающий язык, сталкивается с текстами, производимыми окружающими, и в силу своих возрастных возможностей решает задачу выявления закономерностей строения этих текстов — языковой системы в узколингвистическом смысле, одновременно — усвоения и освоения этих закономерностей, т. е. формирует внутри себя психолингвистическую языковую систему.
В дальнейшем сформировавшаяся указанным образом психолингвистическая внутренняя система производит и воспринимает...

0 0
3

Главная страница =>библиотека=>оглавление

§ 5. Закономерности усвоения языка


Процесс усвоения родной речи — это закономерный процесс развития, совершенствования речетворческой системы организма отдельного человека. Закономерностью усвоения языка мы называем зависимость результата усвоения от степени развития речетворческой системы человека: его речедвигательных мускулов (выполняющих артикуляции звуков речи и модуляции элементов интонации), интеллекта (механизмов представления, воображения, мышления), памяти (механизмов запоминания рече-движений, слуховых и графических реалий как знаков языка, запоминания норм речи), эмоциональной сферы психики (механизмов, вызывающих эмоциональные состояния, возникающие в связи с высшими эмоциями).
Для воспитателя знание закономерностей усвоения речи — это знание того, что именно надо совершенствовать в организме ребенка (какие органы его тела, выполняющие речетворческие функции), чтобы он оказался способным усваивать язык как...

0 0
4
Хомский отвергает эмпиризм по следующим основаниям. Методы и средства структурной лингвистики ничего не могут сказать о глубинной структуре языка, они действуют только в сфере поверхностной структуры. Индуктивные процессы неосуществимы из-за значитель ных временных ограничений. Н. Хомский предполагает (хотя прямо об этом не пишет), что процесс усвоения языка завер шается к четырем годам [Menyuk 1969]. При таком ограни ченном времени усвоение основных грамматических явлений родного языка не может быть результатом индуктивного про цесса. Однородность результатов усвоения языка (каждый ре бенок, принадлежащий к данному языковому коллективу, усваи вает один и тот же язык) свидетельствует, как считает Н. Хомский, против действия индуктивных процессов. Признание индуктивности лишило бы процесс усвоения языка и формирования языковой способности творческого на чала. В языке как системе грамматических правил существует так называемый принцип цикличности [Chomsky 1968]. Этот абстрактный...
0 0
5
Документ Microsoft Word, Банк Рефератов

Московский городской педагогический университет

Реферат на тему:

«Принципы обучения русскому языку»

Выпонила:

Студентка филологического факультета

III Рус-Од

Рыбакова Юлия

Москва, 2010

Содержание

Введение 3

Закономерности усвоения языка 4

Средства обучения. Методические принципы обучения родному языку 9

Заключение 11

Список литературы 12

Введение

Школьный предмет - русский язык, - как и большинство школьных предметов, - понятие сложное. На уроках русского языка школьники изучают основы ряда лингвистических дисциплин - фонетики, лексикологии, грамматики, стилистики - и обучаются связной речи.

Развитие связной речи ученика служит внешним показатлем развития его интеллекта и высших эмоций.

Интеллект, его важнейшие компоненты - мышление, память - совершенствуются при изучении любого школьного предмета,...

0 0
6

Вторым условием, которое приводит к формированию сложно построенной сознательной деятельности человека, является возникновение языка. Под языком следует понимать систему кодов (символов), с помощью которых обозначаются предметы внешнего мира, их действия, качества, отношения между ними. Естественно, что слова, соединенные в фразы, являются основным средством общения, благодаря которому человек сохраняет и передает информацию и усваивает опыт целых поколений других людей. Вопрос происхождения языка являлся предметом многочисленных предположений и теорий. Одни считали его проявлением духовной жизни и указывали на его «божественное происхождение». Другие безуспешно старались вывести язык из эволюции животного мира. Однако научное решение вопроса о происхождении языка надо искать в тех общественно-трудовых отношениях, которые впервые появились с переходом к человеческой истории.

Есть много оснований предполагать, что язык впервые возник из тех форм общения, в которые вступали...

0 0
7

Психология речи.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Общее понятие о языке и речи.

Проблема языка и сознания. Речь и общение. Развитие коммуникации в филогенезе. Роль речи в протекании психических процессов. Виды и функции речи. Основные психологические теории, рассматривающие процесс формирования речи: теории научения; преформистская теория развития речи; конструктивистская теория усвоения языка; релятивистские теории языка. Этапы построения развернутой речи. Роль речи в протекании психических процессов: речь как инструмент мышления; соотношение мышления и речи.

Речевое развитие.

Анатомно-физиологические механизмы речи: строение речевого аппарата; психофизиологические механизмы речи. Мозговая организация речевой деятельности: вторая сигнальная система; взаимодействие первой и второй сигнальных систем; межполушарная асимметрия и речь. Особенности развития речи в онтогенезе.

Проблема единиц языка.

Слово как единица анализа речи. Значение слова. Фраза...

0 0
8

Глава 8. Память, мышление и общение

Память

Как отмечает Шапутье ( Chapouthier , 1973), если «научение - это процесс, позволяющий накапливать информацию в нервной системе», то память можно определить как «совокупность информации, приобретенной мозгом и управляющей поведением».

Мы уже знаем, каким образом рецепторы и особенно ретикулярная формация выполняют роль фильтров, выделяя в каждый момент времени те входные сигналы, которые признаются важными для организма. Только после этого мозг «обращает внимание» на эту важную информацию и решает, как ее обрабатывать и сохранять.

Таким образом, события жизни проходят через нашу память как через сито. Некоторые из них задерживаются в его ячейках надолго, другие же только на то время, которое требуется, чтобы через эти ячейки пройти. Без этого механизма избирательной фиксации никакое научение не было бы возможным, так как в мозгу не оставалось бы следов, формирующих навыки, необходимые для выживания. С другой...

0 0
9

В последнее время стало модным говорить не о на учении речи, а об овладении языком. Подобные вея ния есть результат своего рода революции, которая произошла в 60-х гг. и была связана с работой амери канского лингвиста Ноэма Хомского.

Центральным тезисом Хомского относительно развития знаний ребенка о своем языке был (и ос тается) следующий: у нас имеется врожденное зна ние о том, что собой представляет язык, т. е. какого рода системой он является. Хомский полагает, что у человека с момента рождения имеется особая вос приимчивость к «универсальным» свойствам грам матики человеческого языка, т. е. к таким, которые не определяют специфики конкретного языка. Благо даря ей мы можем быстро понять, или схватить, то, как эти свойства проявляются в языке, с которым нам приходится иметь дело, будь то китайский, финский или древнееврейский - не имеет значения какой.

Отметим прежде всего, что в этом подходе акцент делается на грамматике, обращается внимание на то, каким образом...

0 0
10
1. Теория усвоения языка

Еще одна популярная теория усвоения языка называется конструктивистской (или когнитивной). Согласно ей, развитие речи зависит от присущей ребенку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию. Этим, в частности, и объясняется детское спонтанное словотворчество. Установлено - и это одно из основных исходных положений данной теории, - что первые высказывания малышей обычно относятся к тому, что они уже понимают. Дети, кроме того, обычно говорят о том, что для них интересно. Следовательно, на развитие речи влияет и мотивация ребенка.

Согласно этой концепции, представителем которой является Ж.Пиаже, развитие языка не отличается от развития восприятия или памяти, ни даже от развития мыслительных процессов (в противоположность взглядам преформистов).

Наследуется лишь деятельность интеллекта, а познание мира, в котором язык служит лишь одним из способов отражения, формируется при взаимодействии ребенка со средой. Сам...

0 0
11

Часть 1. Формирование речевой деятельности в онтогенезе § 1. Периодизация речевого развития. Характеристика последовательных этапов речевого развития в детском возрасте Часть 2. Общие психолингвистические закономерности усвоения языка детьми[226]

ГЛАВА 9

ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ЯЗЫКОМ И ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ

Часть 1. Формирование речевой деятельности в онтогенезе

За прошедшее полтора столетия особенности формирования речи в онтогенезе изучались многими исследователями – психологами, лингвистами, педагогами, дефектологами, физиологами, представителями других наук, в рамках которых с различных позиций изучается речевая деятельность. Среди трудов отечественных ученых следует прежде всего назвать исследования Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина, Г.Л. Розенгард-Пупко, P.M. Боскис и др. В исследованиях специалистов по лингвистике детской речи определена основная последовательность...

0 0
12

1. Общее понятие о языке и речи

1.1. Проблема языка и сознания

1.2. Речь и общение

1.3. Развитие коммуникации в филогенезе

1.4. Виды и функции речи

1.5. Основные психологические теории, рассматривающие процесс формирования речи

1.5.1. Теории научения

1.5.2. Преформистская теория развития речи

1.5.3. Конструктивистская теория усвоения языка

1.5.4. Релятивистские теории языка

1.6. Этапы построения развернутой речи

1.7. Роль речи в протекании психических процессов

1.7.1. Речь как инструмент мышления

1.7.2. Соотношение мышления и речи

2. Речевое развитие

2.1. Анатомно-физиологические механизмы речи

2.1.1. Строение речевого аппарата

2.1.2. Психофизиологические механизмы речи

0 0
13

АЛМАТИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ

Кафедра социальных дисциплин

Семестровая работа №3

По дисциплине Философия

на тему «Человек как биологическое, социальное и культурное существо»

Выполнил

Студент группы

БРЭ 09-14

Гайдышев Виталий

№ зач.кн. 093104

Проверила:

Шицко В.Л.

Алматы, 2011

ПЛАН

Введение..................................................................................................... 3

1. Развитие представления о человеке как о личности............................ 5

2. Биологическая природа человека, ее влияние на формирование личности 7

3. Социальная природа человека, процесс социализации..................... 11

4. Влияние культуры на развитие личности............................................. 16

Заключение............................................................................................. 19

Список...

0 0
14
Усвоение языка

В языке могут быть выделены звуковая (фонетическая), словарная (лексическая) и грамматическая стороны. В фонетике, лексике и грамматике имеются свои системы, а соотношение их составляет общую систему языка. Необходимым условием усвоения языка является овладение системой данного языка.

Усвоение фонетической системы родного языка происходит в течение 1,5—2 лет в процессе общения ребенка с взрослыми. У человека, продолжающего в течение нескольких лет говорить только на родном языке, механизм произнесения слов укрепляется настолько, что переход на фонетическую систему другого языка значительно затрудняется. В речи на вновь изучаемом языке обнаруживаются особенности, вызванные влиянием фонетической системы родного языка.

Например, в японском языке нет звука «л», поэтому в заимствованных словах японец заменяет его звуком «р». Вместо слова «Алеша» он скажет «Ареша». Вследствие отсутствия в немецком языке звука «ж», немец вместо слова «желтый»...

0 0

Реклама

Инфракрасный керамический обогреватель.

Не нашли ответа?