Музейная педагогика - что это такое?

1

— область науки, изучающая историю, особенности культурно-образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями и др. Осн. цель М.п. - приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Понятие "М.п." возникло в 19 в. в Германии и первоначально понималось как направление музейной работы с учащимися. Как особая область знаний и исследований М.п. начала формироваться с 60-х гг. 20 в. (первые центры М.п. появились в Берлине, Кёльне, Мюнхене и Нюрнберге), в нашей стране - с 70-х гг.

Центральным в М.п. является понятие музейной культуры, под которой понимается степень подготовленности посетителя к восприятию предметной информации. В широком смысле музейная культура - это ценностное отношение человека к действительности, уважение к истории человечества, умение оценивать в повседневной жизни предметы музейного значения. Большое значение в М.п. приобретает...

0 0
2

Музейная педагогика

В.М. Воронович

Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике: «Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями».

Предметом музейной педагогики являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории населения, а также с определением музея в системе учреждения образования». Таким образом, музейная педагогика формируется на стыке музееведения, педагогики, психологии.

Методология, как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности музейной педагогики, имеет важное значение. Только через междисциплинарное осмысление музея как образовательной среды можно выйти на определение понятийного...

0 0
3

Понятие «музейная педагогика» появилось в России в начале 70-х гг. XX века и было заимствовано из немецкой терминологии, где активно использовалось уже с начала XX века. Согласно определению, музейная педагогика – это научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему. То есть музейная педагогика способна решать образовательную, развивающую, просветительскую и воспитательную задачи. Без сомнения, она должна носить системный и целостный характер, учитывать возрастные особенности детей, быть связанной с базовой программой и материальными возможностями ДОУ.

Итак, за короткое время существования сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в нашу педагогическую практику, о чем свидетельствуют многочисленные музейно-образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений.
Почему? Почему же музейная педагогика прочно входит в музеи, в школу, дошкольные образовательные учреждения?...

0 0
4

Краснова Е.М.

Методические аспекты музейной педагогики

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Музейная педагогика. Основные этапы развития. Концептуальные задачи музейной педагогики в образовательной пространстве школьников. Приоритетные направления музейно-педагогической деятельности. Функциональная модель взаимодействия музея и школы Интеграция музейной педагогики в учебно-образовательное пространство школы. Особенности восприятия музейных ценностей на разных этапах возрастного развития.

Введение

В последние годы в отечественном музейном деле активно ставятся теоретические проблемы, возрастает необходимость исследований, связанных с обновлением понятийного аппарата. Значительный интерес в этой связи представляет история становления нового для российских специалистов понятия «музейная педагогика».

Музейная педагогика отрасль музееведения, имеющая тенденцию к оформлению в научную дисциплину на стыке...

0 0
5
Батьківська категорія: Скарбничка Категорія: Скарбничка

Ушедший XX век характеризуется громадными революционными сдвигами, происходящими на глазах не одного поколения. Перемены начала XXI века диктуют необходимость поиска новых подходов к осмыслению главных проблем культуры и образования, в основе которых лежит духовно-нравственное творчество человечества. Изучение сложных взаимосвязей человека и культуры осуществляется с привлечением опыта различных научных дисциплин, а в школьной практике – учебных предметов. В современной ситуации важен не столько рациональный, сколько культурологический аспект в едином педагогическом процессе, который создаёт условия для творческого самоопределения личности.

Белорусское общество в условиях мирового экономического кризиса нуждается все в большей степени в единой идеологической концепции, опирающейся на идею спасения нации, сохранения её истории. Один из возможных удачных путей реализации этой концепции – создание творческих...

0 0
6

Татьяна Кравец
«Музейная педагогика» (из опыта работы)

Цветок засохший, безуханный,

Забытый в книге вижу я;

И вот уже мечтою странной

Душа наполнилась моя.

Где цвел? Когда? Какой весною?

И долго ль цвел? И сорван кем,

Чужой, знакомой ли рукою?

И положен сюда зачем?

А. С. Пушкин

Понятие «музейная педагогика» было сформировано и введено в научный оборот в начале XX века в Германии. Первоначально оно трактовалось, как направление музейной деятельности и было ориентировано преимущественно на работу с учащимися.

Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на решение задач активизации творческих способностей личности.

Зачем же нужна музейная педагогика?

Она может оказать неоценимую помощь в процессе воспитания, поможет стать ребенку стать творческой личностью, включает в сферу культуры, а в этой сфере нет места вандализму...

0 0
7

Сегодня проблема привлечения ребенка к миру искусства является крайне важным направлением педагогики и имеет еще много неисследованных аспектов. Ощущение замкнутости, оторванности от социокультурных процессов переживают тысячи, десятки тысяч учебных заведений. Как ребенка, который «шагает в будущее», включить в сферу культуры, сферу, особенно важную сегодня? Как подготовить к восприятию музейной информации, научить ориентироваться в музейной среде, понимать язык музейной экспозиции? Как, наконец, помочь в этом географически «оторванном» от музейных центров ребенку?

Сформировать в ребенке такую систему духовных ценностей вне зависимости от того, находится он в реальной музейной экспозиции или виртуальной, может музей.

В последнее время отечественная педагогическая наука терпит значительные изменения, в частности в контексте внедрения новых форм, методов и приемов организации учебной деятельности. Одной из новых отраслей современной педагогической науки, которая...

0 0
8
1. Музейная педагогика как направление педагогической науки

1.1 Музей как социокультурный институт. Функции музея

Понятие «музей» появилось в культурном обиходе человечества более двух с половиной тысяч лет назад, но в современную эпоху его содержание кардинально изменилось. Древние греки изначально понимали под музейоном святилище муз, а со временем с этим словом стало связываться и представление о месте для занятия литературой, наукой и научного общения.

Сейчас музей - общедоступное общественно-культурное учреждение, хранящее в виде материальных и духовных раритетов память прошлого, историческую память и способствующее передаче исторической памяти и социализации, как отдельной личности, так и всего общества.

Интерес к музеям в разные годы развития общества всегда был велик. Их посещаемость во второй половине ХХ века составляла около 157 миллионов человек в год. В области культуры и воспитания музеи решают специфические задачи, которые ставятся перед ними...

0 0
9
Музейная педагогика

Анализ научно-методической литературы и информационно-коммуникативных ресурсов по данному вопросу показал, что такое методическое направление, как музейная педагогика, актуально и имеет большой потенциал в образовании детей.

Определение.

Музейная педагогика – это отрасль музееведения. Она оформилась в научную дисциплину, сочетающую в себе элементы музееведения, педагогики и психологии. Утвердившееся в 1980 - 90-е годы в российском музееведении определение «музейная педагогика» обозначило как практическую культурно-образовательную деятельность музеев, так и новую научную дисциплину. Этому способствовало соединение в музейной педагогике черт теории и методики, ее тесные связи с практикой.

Предмет изучения.

В центре внимания данной научной дисциплины находится исследование закономерностей, принципов, методов работы музея со своей аудиторией.

Объект изучения.

Ее главный объект - культурно-образовательные аспекты...

0 0
10
Главная Музейная педагогика Музейная педагогика

Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств

Факультет музееведения и экскурсоведения

Заочное отделение

Реферат

По предмету: Музееведение

На тему: Музейная педагогика. Определение понятия,

история, формы работы, перспективы развития.

Выполнила:

Студентка группы № 203 А/з

Шабанова Н.В.

Проверила:

Шляхтина Л.М.

Санкт-Петербург

2003

Содержание.

I. Введение………………………………………………………………….3

II. История. Формы работы. Музейная педагогика как

формирующаяся научная дисциплина. Перспективы развития.

1)...

0 0
11

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра.
Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРОЛОГИИ М. Ю. Юхневич Я поведу тебя в музей Учебное пособие по музейной педагогике Москва 2001 УДК 379.4 ББК 79.1 Ю 94 Рецензенты: И.М. Коссова, кандидат исторических наук Т.А. Пархоменко, кандидат исторических наук Ю 94 Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учеб. пособие по музейной педагогике / М-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии. – М., 2001. – 223 с. ISBN 5-93719-014-9 В монографии обобщен материал о музейно-педагогических традициях, которые складывались в России начиная с середины XIX в. Книга знакомит со взглядами и трудами музейных деятелей прошлого, а также – с работой...
0 0
12

Понятие музейной педагогики

Определение 1

Музейная педагогика – научная дисциплина, рассматривающая музей в качестве образовательной системы и находящаяся на стыке музееведения, психологии и педагогики.

Данная наука зародилась в начале прошлого столетия и приняла на себя посредническую роль между учащимися и искусством. В качестве особой области знаний музейная педагогика начинает формироваться в мире после 1960 года, а в России только в начале 70-х годов.

Музейная педагогика сегодня развивается, решая проблемы музейной коммуникации. Она направлена на активизацию творческих способностей личности и служит средством творческой самореализации детей. Музейная педагогика инициирует личностно-ориентированное образование и воспитание.

Музейная педагогика представляет собой область образовательно-воспитательной деятельности, направленной на формирование у детей ценностного отношения к окружающей действительности.

Цель и задачи музейной...

0 0

Реклама

Не нашли ответа?