В каких произведениях участвует рукавица?

1

С детства всем знакома русская сказка "Рукавица". Мужик в лесу обронил рукавицу, которая стала временным теплым убежищем для лесных зверушек: мышки, лягушки, зайчика, лисы и волка, даже кабан пришел проситься в рукавицу. Все ютились и грелись в овчинной рукавице, прижимаясь друг к другу, не скалясь и не выгоняя никого. Она стала символом объединения и примирения в тяжелое время таких разных представителей русского леса (земли). Мужик удивился, когда нашел свою разлезшуюся по швам рукогрейку. Есть советский мультик "Руковичка". Она стала для девочки утешением и предметом фатназии, когда героиня мультфильма представила рукавичку щенком и водила его за веревочку...

0 0
2

1. Определение места героя среди других персонажей.

2. Степень участия и его роль в конфликте.

3. Анализ имени.

4. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.

5. Речевая характеристика.

6. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни как средство самовыражения героя.

7. Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.

8. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

9. Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.

10. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.

11. Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора.

12. Оценка литературного персонажа его современниками.

13. Герой как порождение своей эпохи и выразитель определенного мировоззрения. Определение типического и индивидуального в литературном герое.

14. Ваше личное...

0 0
3
Однажды, в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

И шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах. . .а сам с ноготок!

«Здорово, парнище! » — Ступай себе мимо! —

«Уж больно ты грозен, как я погляжу!

Откуда дровишки? » —

Из лесу, вестимо;

Отец, слышишь, рубит, а я отвожу.

(В лесу раздавался топор дровосека. ) —

«А что, у отца-то большая семья? » — Семья-то большая, да два человека

Всего мужиков-то: отец мой да я. . .

—«Так вон оно что! А как звать тебя? » — Власом. —«А кой тебе годик? »

— Шестой миновал.. . Ну, мертвая!

— крикнул малюточка басом,

Рванул под уздцы и быстрей зашагал.

На эту картину так солнце светило,

Ребенок был так уморительно мал,

Как будто всё это картонное...

0 0
4

Я иду на урок: 7–8-й классы

Л.Н. Анисимова

Л.Н. АНИСИМОВА — учитель русского языка и литературы лицея № 1 г. Петрозаводска.

Литературная игра по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

В литературной игре принимают участие команды, состоящие из шести человек. К игре участники получают домашнее задание:

1) придумать название команды, эмблему, подготовить представление команды;

2) составить по тексту повести словарь устаревших слов, оформить его.

Ведущий. Сегодняшняя игра посвящена одному из самых известных произведений А.С. Пушкина — роману «Капитанская дочка». С одной стороны, он понятен, с другой — загадочен, до сих пор рождает споры. Для Пушкина это было одно из последних произведений: оно датировано 19 октября 1836 года. На этот день как раз приходилась торжественная 25-летняя годовщина Царскосельского лицея — последняя, которую застал поэт.

(Представление жюри. Представление команд.)

Ведущий. Русской истории...

0 0
5

ГБОУ ЛИЦЕЙ «МЕЖДУНАРОДНАЯ КОСМИЧЕСКАЯ ШКОЛА ИМ. В.Н. ЧЕЛОМЕЯ»

«Маленькие люди» в произведениях

русских писателей

Учитель русского языка и литературы

Плыга Елена Ивановна

Байконур 2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема «маленького человека» в русской литературе.

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

А.С. Пушкин «Станционный смотритель».

Н.В. Гоголь «Шинель».

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» и «Бедные люди»

А.П. Чехов «Смерть Чиновника»

«Маленький человек» и время.

«Маленький человек» — тип литературного героя, который возник в русской литературе с появлением реализма, то есть в 20-30 годах XIX века. Маленький человек — это человек невысокого социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный

Забытые, всеми униженные люди, их жизнь, маленькие радости и...

0 0
6

Наталья Альбицкая
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой. Чтение произведения С. Маршака «Сказка о глупом мышонке»

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой. Чтение произведения С. Маршака «Сказка о глупом мышонке"

Цель:Познакомить детей с произведением С. Маршака «Сказка о глупом мышонке»

Задачи:1. Учить эмоционально воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову. Запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова текста. 2. Упражнять в словообразовании.

3. Воспитывать умение сопереживать персонажам.

Предварительная работа: Чтение сказок «Теремок», «Рукавичка», «У страха глаза велики», «Курочка Ряба».

Оборудование: выставка книг «Теремок», «Рукавичка», «У страха глаза велики», «Репка», «Курочка Ряба», игрушка мышонок, фигурки героев сказки для показа на фланелеграфе.

Ход: Дети заходят в группу. Слышится шорох.

Воспитатель: Тихо, послушайте, кто-то...

0 0
7

В каких произведениях русской литературы изображены приятели и в чем эти персонажи могут быть сопоставлены с Печориным и Вернером?

Приятельские отношения связывают Онегина и Ленского в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин», а также Аркадия и Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Онегин и Ленский — приятели, но натуры их во многом противоположны («лед и пламень»). Подчеркивая эту поляр ность персонажей, автор использует антитетичное метафори ческое сопоставление:

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой.

И в финале дружба оборачивается враждой: Онегин уби вает Ленского на дуэли. У Лермонтова также дружеская сим патия оборачивается определенным непониманием героев: после дуэли с Грушницким гармоничность их отношений на рушается.

Сходство также присутствует в самой системе персона жей: и у Лермонтова, и у Пушкина представлены «главный герой» и «его приятель». Ленский — единственный человек,...

0 0
8
ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО

ПОЭМА

Тест

А.С.Пушкин

«Медный всадник»

Кругом подножия кумира
Безумец бедный обошел
И взоры дикие навел
На лик державца полумира.
Стеснилась грудь его. Чело
К решетке хладной прилегло,
Глаза подернулись туманом,
По сердцу пламень пробежал,
Вскипела кровь. Он мрачен стал
Пред горделивым истуканом
И, зубы стиснув, пальцы сжав,
Как обуянный силой черной,
«Добро, строитель чудотворный! —

Шепнул он, злобно задрожав, —
Ужо тебе!..» И вдруг стремглав
Бежать пустился. Показалось
Ему, что грозного царя,
Мгновенно гневом возгоря,
Лицо тихонько обращалось...
И он по площади пустой
Бежит и слышит за собой —
Как будто грома грохотанье —
Тяжело-звонкое скаканье
По потрясенной мостовой.
И, озарен луною бледной,
Простерши руку в вышине,
За ним несется Всадник Медный
На звонко-скачущем коне;
И во всю ночь...

0 0
9

В каких ещё произведениях русской литературы используются в создании образа-персонажа фольклорные элементы и в чём их сходство и различие с пушкинским произведением?

Формируя развёрнутое рассуждение, оцените значение фольклорных мотивов в сюжете и поэтике произведений русской литературы. Вспомните народно-поэтический пласт «Слова о полку Игореве», фольклорную основу баллады В. А. Жуковского «Светлана», историческую стилизацию «Песни про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова, синтез фольклорных жанров в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», народную образность «Реквиема» А. А. Ахматовой, сказочные и былинные мотивы поэмы А. Т. Твардовского «Василий Тёркин».

Развивая вашу мысль, рассмотрите «русский дух» сюжета и образов баллады «Светлана». Процитируйте зачин произведения и прокомментируйте сцену гадания. Рассмотрите народно-поэтическую образность произведения, его фольклорную концовку. Укажите на идеальный национальный характер героини В. А....

0 0
10

Пугачев и Гринев были идейно антиподами, что не мешало им проявлять друг к другу сострадание и прощение.

Основной конфликт комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» — конфликт нового и старого, прогрессивного и реакционного, просвещения и крепостничества. Художественными средствами Грибоедов выразил протест передовой части русского дворянства против косности и отсталости тогдашнего общества, против сословных привилегий и крепостной зависимости.

Базаров и Кирсанов конфликт, столкновение двух общественных сил, представителей разных этапов русской общественной жизни 19 века – дворянства и разночинцев.

В каких ещё произведениях представлены сложные перипетии судеб героев, и как они перекл. с Андреем Соколовым (судьба человека)

"Повесть о настоящем человеке" Бориса Полевого. Там тоже человек все прошел ради спасения от гибели, ноги потерял, но дух его не был сломлен, он даже летал, несмотря на то, что ходил на протезах. Василий Теркин.

Любовь - "Я Вас...
0 0
11
Вспомните, в каких произведениях, прочитан ных вами в 5 классе, героями были дети.

Вы познакомились с героями-ровесниками в отрывке из романа «Война и мир» Л. Н. Толстого — «Петя Ростов», в повес ти «Приключения Тома Сойера» Марка Твена, в повести-сказке «Аня в Стране чу дес» В. В. Набокова, в рассказе «Васютки но озеро» В. П. Астафьева.

Проверьте своих одноклассников. Расскажите эпизод из известного произведения от лица героя-ребенка. В классе должны определить автора и название произведения, а также имя героя.

Мы предлагаем вам познакомиться с от ветами ваших ровесников.

«Я летела вниз и вниз. Рядом были сте ны колодца. Я очень удивилась тому, как легко и быстро лечу. Но мне хотелось ско рее оказаться на твердой почве».

«Передо мной было большое озеро. По нему плавали утки. Они почему-то меня совсем не боялись. Я выстрелил, и две из них упали на воду».

Итак, кто рассказчик? В первом отрыв ке мы встретились с Аней из повести-сказ ки В. В. Набокова, она...

0 0
12

Вопрос

Контекст

Обоснование для сопоставления

Тема «отцов и детей» в русской литературе

В каких произведениях русской классики нашла своё отражение тема «отцов и детей» и в чём эти произведения перекликаются с «Тихим Доном» М. Шолохова?

А. Грибоедов «Горе от ума» (Молчалин живёт в соответствии с кодексом, сформулированным его отцом), А. Пушкин «Капитанская дочка» (завет отца «Береги честь смолоду»), Н. Гоголь «Мёртвые души» (Чичиков претворяет в жизнь завет отца «Копи копейку»), И. Тургенев «Отцы и дети», Л. Толстой «Война и мир».

Истоки характера и духовного мира центрального образа – персонажа; конфликт между поколениями и идеологиями; «диалектика» взаимоотношений «отцов и детей»; общечеловеческая проблематика; семейные и внесемейные связи; «частная жизнь» и движение истории.

Тема творчества в русской литературе

В каких произведениях русских писателей затронута тема творчества и что сближает их с романом М. Булгакова «Мастер...

0 0